Самолет – хорошо, а поезд никто пока не отменял. Тем более что во многих случаях ехать поездом удобнее, чем лететь, особенно если у кого-то из членов семьи, скажем, аэрофобия. Или заболевание, при котором полеты противопоказаны. А главное — за окнами поезда так много интересного!
Если поездка идет по плану, замечательно. Но что делать, если вы по каким-то причинам передумали ехать или хотите переоформить проездной документ на другого человека? Прибыли на вокзал – и обнаружили, что потеряли билеты? Опоздали на поезд? Разбираем ситуации.
Возврат билетов
Билеты на поезда можно купить «по старинке» — в кассе РЖД, или онлайн. Если вы передумали ехать, а билеты куплены в кассе, все просто: идете туда и сдаете их любому кассиру (на крупных вокзалах — в кассу возврата), предъявив оригинал паспорта РФ. В этом случае:
- возврат билета осуществляется по тем же документам, что и его покупка;
- вернуть билет можно не только до отправления поезда, но и в течение 12 часов после его ухода;
- вы можете вернуть несколько билетов в том случае, если приобретали их сами;
- будьте готовы к тому, что с вас в любом случае удержат железнодорожный сбор (на сегодняшний день он составляет 192 руб. 70 коп.). Если сдали билет на поезд местного следования за 8 часов до отправления поезда, получите стопроцентную компенсацию за проезд и плацкарту, от 8 до 2 часов – 50-процентную, меньше чем за 2 часа до и в течение 12 часов после отправления – только полную стоимость проезда. Для поездов, следующих в ближнее и дальнее зарубежье, действуют другие правила возврата, которые нужно уточнять на сайте РЖД.
Сбор за возврат не взимается с детей до 5 лет, которые едут без места.
Если вы приобрели билет за наличные, то кассир выдаст вам наличные средства в день обращения. Если оплачивали банковской картой, то деньги вернутся на нее в течение месяца, и в этом случае наличные получить невозможно! Нельзя также получить деньги на другую карту, даже если она тоже принадлежит вам.
Потеряли? Будем восстанавливать
Да-да, потерянный, съеденный собакой или разорванный шаловливыми ручонками детей бумажный билет можно восстановить, если:
- станция отправления и прибытия – российские (сюда относится и маршрут Москва – Калининград);
- если состав, следующий в другое государство, сформирован РЖД;
- вы находитесь в городе отправления поезда.
По поводу восстановления билетов обратитесь в кассу. Процедура займет примерно час.
За утерянный или утраченный билет вы не получите никакой компенсации. Если так совпало, что вы потеряли билеты и одновременно передумали ехать, вам придется вначале восстановить билет, а уж потом сдавать его.
Мы опоздали! Что делать?
Если решили по такому поводу остаться дома, то как можно скорее идти в кассу и сдавать бумажные билеты, купоны или диктовать кассиру номера электронных билетов (сдать их онлайн нельзя). А если вы все-таки решительно настроены уехать, причем как можно быстрее?

Правила перевозки пассажиров (гл. 3,п. 42) гласят: «Пассажир имеет право при проезде в поезде дальнего следования возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая, в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет). Возобновление действия проездного документа (билета) на другой поезд дальнего следования производится на станции отправления, указанной в проездном документе (билете), без изменения условий проезда в вагон того перевозчика, в который был оформлен первоначальный проездной документ (билет)». То есть вам не имеют права отказать в праве уехать на другом поезде, даже мотивируя это тем, что все билеты проданы!
Переоформление билетов
О переоформлении билетов на другое лицо в правилах РЖД сказано четко и ясно: нет, это не допускается. А вот переоформить билет для себя в поезд или класс вагона более высокой категории вы можете – разумеется, с соответствующей доплатой. Кстати, вы можете переоформить билеты на более ранний выезд (до 24 часов).
Переоформление электронных билетов на поезда международного сообщения со странами СНГ, а также с Латвией, Литвой и Эстонией не производится.

Сколько ехать из Москвы до:
- Анапы: от 23 ч.3 мин (фирменный) до 1 дн. 11 ч. 55 мин.
- Санкт-Петербурга: от 3 ч. 55 мин. («Сапсан») до 9 ч. 50 мин.
- Калининграда: от 20 ч. 09 мин. («Янтарь») до 20 ч. 29 мин.
- Минска: от 7 ч. 54 мин. («Стриж», Москва – Берлин) до 11 ч 26 мин.
- Казани: от 11 ч. 47 мин. до 15 ч. 05 мин.
Знаете ли вы, что в поездах 104 Москва-Адлер (двухэтажном), 29.30 «Янтарь» (Москва – Калининград), 35.36 «Северная Пальмира» (Петербург – Адлер), 11.12 Анапа – Москва, 109.110 Москва – Анапа, 23.24 Москва – Казань работают «библиотеки юного путешественника»? Книги подобраны для читателей 5 – 14 лет.
Услуга бесплатная.
В поездах появились и детские купе, а также детские комнаты.

Возврат электронных билетов
Порядок действий при возврате электронного билета: зашли на сайт РЖД — в раздел «мои заказы» в личном кабинете – кликнуть «запросить статус билетов» — нажали «оформить возврат». Но сделать это можно не позже, чем за час до отправления поезда, причем с начальной станции маршрута! Внимание: возврат билета «туда» при одновременной покупке билетов «туда – обратно» не производится, в этом случае можно вернуть только билет «обратно».
Будьте внимательны: выбирая «невозвратный» тариф, вы не получите никакой компенсации за неиспользованные билеты (кроме случаев, предусмотренных Правилами РЖД, таких, как внезапная болезнь или травма пассажира, задержка отправления поезда и т. д.).
Электронный билет можно вернуть и в обычной кассе. Вы должны будете предъявить кассиру паспорт, контрольный купон (распечатанный в терминале билет) или продиктовать номер электронного билета.
Фото и информация: сайт российских железных дорог, публичный доступ Яндекс.ру.