Море, река, озеро, бассейн, аквапарк – как это здорово! Можно плавать, нырять, сплавляться с «водопадов» на «ватрушках», съезжать на попе с водной горки, визжа от восторга. Вот только ребенок, ради которого затевался отдых на воде, почему-то стоит на берегу, смотрит, как папа и мама плещутся и зовут его к себе, и жалобно хнычет «боюу-у-усь». Как же сделать так, чтобы малыш полюбил водную стихию и научился плавать?
Запомните три «не»: не ругать ребенка, тем более – высмеивать его страх, не раздражаться, не заставлять малыша входить в воду. Будет только хуже! А вот вам три «да»: да – терпению и любви, да – постепенному приучению к воде, и да, вам придется побыть для ребенка партнерами по обучающим играм в «лягушатнике».
С какого возраста нужно учить ребенка плавать? Приучать к воде, конечно же, нужно с самого раннего возраста. Сейчас существует множество курсов, где родители вместе с грудными детьми занимаются с инструктором по «грудничковому плаванию». Но далеко не все родители могут посещать такие курсы. Как правило, ребенка начинают обучать плаванию примерно лет с трех, а к этому возрасту уже может возникнуть страх не только перед погружением в воду, но и перед самой «большой» водой.
Если у вас в планах на следующий год отпуск всей семьей на море, начинать «курс юного пловца» можно уже сейчас. Ведь аквапарки, а также семейные отели, где есть хорошие аквазоны для детей, никто не отменял! Краснодарский край, Крым или Подмосковье — везде есть такие отели, санатории, пансионаты. Провести отпуск или выходные всей семьей будет полезно не только ребенку, но и маме с папой: вас ждут пара дней или недель на чистом воздухе в тесном общении с малышом, организованный досуг, прогулки и, конечно, первые уроки плавания.
Нулевой уровень. Подготовительный этап можно провести в собственной домашней ванне. Главное, чтобы ванна была достаточно глубокой. Ваши помощники: резиновые «непотопляемые» игрушки, хорошо пенящийся детский шампунь, колбочка с мыльными пузырями. Наполняем ее, добавляя чуть-чуть шампуня (если ребенок боится непрозрачной поверхности воды, то не надо), и с удовольствием пускаем мыльные пузыри над водой, а также под водой, погружая туда резинового утенка и нажимая на него. А потом и сами пускаем пузыри в воде, как утенок, но только носом. Чем пузырей больше, тем больше потом смеха. И тем меньше страх перед погружением в воду!
ВАЖНО! Вдыхаем ртом, выдыхаем носом. Следите за тем, чтобы техника вдоха-выдоха была именно такой, как при «настоящем» плавании. Возможно, вам нужно будет вначале потренироваться на суше.
Уровень «новичок». Ваши помощники: новые игрушки, которые тонут в воде, детские очки для плавания. На этом этапе малыш уже не боится погружать в воду лицо и голову, но еще плохо умеет задерживать под водой дыхание. Тут-то и пригодятся игрушки! Пообещайте малышу сюрприз, который он должен достать, погрузившись в ванну, — это непременное условие. А чтобы не подглядывал, делаем поверхность воды непрозрачной с помощью того же вспененного детского шампуня или пены для ванны. Теперь-то можно!
Продвинутый уровень. На него вы выходите уже не в ванне, а в «лягушатнике» детского бассейна. Ваши помощники: детские очки для плавания, очередная «тонущая» игрушка и безграничное терпение. Сегодня малыш должен достать игрушку, опустившись на дно бассейна, а не домашней, привычной ванны! Тут может возникнуть проблема: ребенок «перепутает дыхание», хлебнет воды или вдохнет ее через нос и сильно испугается, так что не спускайте с него глаз ни на секунду. В случае испуга, кашля, плача реагируйте спокойно, мол, это нормально, со всеми бывает, просто высморкайся, и водичка выльется из носа.
Уровень «я водяной». Пробуем держаться на воде, опустив лицо вниз, и здесь вам помогут те навыки, которые вы уже приобрели. Объясните малышу, что сейчас вы его немного поддержите, а он должен расслабиться, принять позу «звездочки», набрать воздух и опустить лицо в воду. Пусть малыш все время чувствует вас рядом, даже когда вы осторожно отнимете от него руки. Как только ребенок поймет, что вода его надежно держит и без вашей помощи, попросите его попробовать лечь на воду самостоятельно. Получилось? Отлично, можно переходить к следующему этапу.
Уровень «рыба в воде». А вот теперь понадобятся и папа, и мама! Один находится рядом с ребенком, другой – на расстоянии примерно двух метров. Пусть малыш попробует оттолкнуться от папы ногами (папе не больно, это же игра!) и «рыбкой» проплывет до мамы. Кстати, посмотрите, будет ли малыш делать движения руками, и какие именно: от того, будут ли это взмахи или толчки, зависит, какой стиль плавания ему сейчас больше подойдет: брасс или кроль. Ну что, плывет ваша рыбка? Тогда пошли, то есть поплыли дальше.
Уровень «жук-плавунец». Что ж, пора активно включать в процесс и руки, и ноги. Покажите малышу, как плавать «лягушкой», то есть брассом, и как двигаются руки и ноги в стиле кроль. Но только не требуйте от маленького пловца безукоризненного исполнения движений, ведь он только-только освоился в воде, и мировые рекорды устанавливать ему пока рановато. Если ребенок инстинктивно плывет «по-собачьи», пусть так и плавает. У него впереди еще очень-очень много времени, чтобы научиться плавать разными стилями, красиво нырять с десятиметровой вышки, освоить серф или кайт и так далее.
Ну, а родители могут похвалить себя и друг друга, ведь они дали своему малышу одно из важнейших базовых умений, необходимых человеку любой профессии и любого социального положения.
Информация и фото: alean.ru, pixabay.com.